Деструкция – что это такое, основные причины и симптомы, какие есть виды и формы?

Причины деструктивного поведения

Психологи и психиатры утверждают, что деструктивная модель поведения может быть свойственна любому человеку на земле, отличаться лишь будут формы и способы ее проявления. Однако существуют вполне определенные причины деструкции:

  1. Атмосфера и модель поведения в семье, в которой растет ребенок. Малыш до пятилетнего возраста как губка впитывает все то, что с ним происходит: как мама и папа общаются между собой, как относятся к своим детям. Отсутствие внимания, любви и уважения может выплеснуться в будущем в аномальное поведение индивида. Также ребенок может просто копировать жизненную модель своих родственников.
  2. Психические расстройства и пристрастие к наркотикам или алкоголю.
  3. Крупные неудачи в жизни и тяжелые болезни, при которых индивид решает, что ему нечего терять.
  4. Толчком к развитию деструкции могут стать массовые социальные отклонения. Например, разгул преступности и спекулятивной деятельности, бюрократизм, массовый алкоголизм.
  5. Ослаблением мер общественного контроля от либерализации некоторых ценностей и свобод до несовершенной системы штрафов и наказаний.

Симптомы деструкции

Аномальное или разрушительное поведение может быть направлено на людей и животных, нематериальные предметы и даже самого себя. Отсюда ученые выделяют несколько паттернов поведения со свойственными им деструктивными симптомами:

  1. Агрессивное и жестокое обращение с окружающими живыми существами.
  2. Враждебный тон и построение фраз при общении с окружающими людьми.
  3. Тенденция к уничтожению или порче нематериальных предметов и чужих вещей.
  4. Деструкция личности проявляется и в стремлении к разрушению привычного уклада отношений между близкими индивиду людьми.
  5. Эпизодическая или постоянная неспособность испытывать эмоции, отсутствие выраженных чувств.
  6. Угрозы собственной жизни и окружающим людям и животным.

Формы деструктивного поведения

В зависимости от особенностей взаимоотношения человека с социумом и степени адаптации в нем, деструктивное поведение может принимать следующие формы:

  1. Радикальную адаптацию. В такой ситуации человек пытается полностью изменить и подстроить под себя окружающую действительность.
  2. Гиперадаптацию, при которой человек ставит перед собой недостижимые цели и задачи.
  3. Конформистскую адаптацию. При такой форме поведения личность визуально подстраивается под те догмы и нормы, которые не принимает.
  4. Девиантную адаптацию, то есть совершение действий и поступков, противоречащих принятым нормам.
  5. Социально-психологическую дезадаптацию, во время которой человек уверен, что не обязан адаптироваться в социуме и соблюдать его нормы и законы.

Деструктивное поведение в конфликте

В спорных ситуациях происходит столкновение интересов и мнений разных личностей или групп лиц. Одной из форм ведения конфронтации является деструкция – это неспособность разрешить спорную ситуацию. Как правило, применяются следующие приемы ведения беседы:

  • намеренное обострение конфликта;
  • переход на личности;
  • отсутствие умения выслушать оппонента;
  • излишняя эмоциональность;
  • провоцирование оппонента на агрессию.

Деструктивность – как избавиться?

После того как некоторые люди узнают, что это за понятие деструкция, они начинают понимать некоторые симптомы ее проявления в себе или у своих близких. Для их искоренения психологи рекомендуют:

  1. Проработать страхи неполноценности и полюбить себя. Это можно делать как самостоятельно, так и со специалистом.
  2. Развивать в себе альтруизм и способность к эмпатии.
  3. Научиться развивать собственную значимость за счет улучшения себя, а не унижения других.
  4. Обучиться техникам экологичного избавления от накопленной агрессии.
  5. Проявлять себя в творчестве, в котором можно цивилизованно выплескивать свои эмоции.

Профилактика деструктивного поведения

Вся сложность профилактики деструкции сводится к тому, что индивид считает свое поведение нормальным и не осознает проблемы. Поскольку деструктивная личность формируется в детстве и в период школы, то на эти годы жизни ребенка стоит обращать особое внимание как родителям, так и педагогам. Действенные методы профилактики:

  1. Стремление принять мнение ребенка и его свободы на определенные действия.
  2. Соблюдение баланса между необходимостью, возможностями ребенка выполнять определенные действия и желанием к их осуществлению. Проще говоря, для ребенка необходимо создать полезную мотивацию для выполнения даже самых привычных и рутинных дел.
  3. Помощь ребенку в экологичном выражении себя, нахождении хобби и занятия по душе, социальной адаптации. Те дети, которые с начальной школы с удовольствием занимаются танцами, музыкой, спортом, живописью реже демонстрируют девиантное поведение в подростковом возрасте.
  4. Постепенное расширение зоны ответственности ребенка за свои поступки, увеличение самостоятельности в ежедневных делах. Деструкция часто бывает связана с инфантильными расстройствами индивида.
  5. Отказ от проявления агрессии в сторону своего чада.
  6. Развитие эмоционального интеллекта ребенка. Его стоит научить понимать свое тело, места локализации тех или иных эмоций в организме.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: